Авторы: Смагина Елизавета, 7 класc МБОУ СОШ №2 г. Мичуринска и Маслова Вероника, 8 класс МБОУ СОШ №19 г. Мичуринска

   
 
   
 

 
 
 

Яндекс.Метрика

 
 
   
   
   
   
   

  Космонавты Тамбовщины

Я сам запомнил навсегда
И Вам скажу: они – элита!
Пусть светит каждому звезда,
И пусть привет пришлют с орбиты!
                             
Михаил Зелепукин


Артюхин Юрий Петрович (1930-1998)

 

Летчик-космонавт, Герой Советского Союза (1974), заслуженный мастер спорта СССР (1974), почётный радист СССР (1977), кандидат технических наук (1980), бортинженер космического корабля «Союз-14» и орбитальной станции «Салют-3»..
Родился 22 июня 1930 года в деревне Першутино Клинского района Московской области в семье военного летчика. Детские годы провел на Дальнем Востоке, где проходил службу отец. Перед войной семья переехала к новому месту службы отца в город Кречевицы (Новгородская область). Отец погиб в первые месяцы войны в небе под Ленинградом, что наложило отпечаток на все школьные годы Юрия. Ему рано пришлось начать работать, помогать матери растить младшего брата. В 1944 году семья возвратилась в родное село Першутино. В 1948 году закончил среднюю школу № 4 в городе Клин и принял решение стать военным летчиком. В
1950 году окончил Тамбовское высшее военное авиационно-инженерное училище им. Ф.Э.Дзержинского. В 1953 году поступил, а в 1958 году закончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е.Жуковского. Как одного из самых способных выпускников его оставили в одной из научных лабораторий этой же академии на кафедре авиационных приборов и автоматики. В 1963 году был зачислен в отряд советских космонавтов (1963 Группа ВВС № 2). Прошел полный курс общекосмической подготовки и подготовки к полетам на кораблях типа "Союз". В 1963-1965 годах дважды участвовал в работе научно-измерительных пунктов по управлению полётом в качестве заместителя и начальника оперативной группы. Во время полёта космических кораблей «Союз-6, -7, -8» (октябрь 1969 года), «Союз-9» (июнь 1970 года) участвовал в управлении полётом на плавучем научно-измерительном пункте «Космонавт Владимир Комаров», а в 1971 году во время полёта «Союза-11» – на судне «Академик Сергей Королёв». В конце 60-х - начале 70-х годов проходил подготовку к полетам на борту военной орбитальной станции типа "Алмаз". С 3 по 19 июля 1974 года вместе с Павлом Романовичем Поповичем совершил космический полет в качестве бортинженера космического корабля "Союз-14" и орбитальной станции "Салют-3". Во время полета занимался выполнением работ разведывательного характера на борту станции. Продолжительность пребывания в космосе составила 15 дней 17 часов 30 минут 28 секунд. Вскоре после полета покинул отряд космонавтов, но продолжил работу в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина. В 1980 году защитил кандидатскую диссертацию.
За успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм полковнику-инженеру Артюхину Юрию Петровичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июля 1974 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 10746).
Удостоен Почетным дипломом имени В.М.Комарова (FAI). Почетный гражданин городов Калуга, Клин (Россия), Джезказган (Казахстан), Даугавпилс (Латвия), Варна (Болгария).
Автор книги "Системы управления космических аппаратов, стабилизированных вращением" (М., 1979).
В 1974-1982 годах – начальник отдела в Центре подготовки космонавтов; курировал военные программы.
В 1982-1987 годах – заместитель начальника Управления Центра подготовки космонавтов по научно-исследовательской и испытательной работе.
С марта 1988 года полковник Ю.П.Артюхин – в запасе. В 1988-1992 годах работал начальником сектора НПО «Молния»; занимался математическим обеспечением тренажёров «Бурана». В 1975-1992 годах – президент Федерации лыжного спорта РСФСР.
Проживал в Звёздном городке Щёлковского района Московской области. Умер 4 августа 1998 года, похоронен на кладбище деревни Леониха Щёлковского района Московской области.
В свободное время увлекался охотой, рыбалкой, коллекционированием книг о летчике Валерии Чкалове.
По материалам warheroes.ru; cosmoworld.ru; astronaut.ru/as_rusia/

Из воспоминаний Владимира Сергеевича Саморукова, долгое время проработавшего в комитете ВЛКСМ НПО машиностроения города Реутова.
"Павел Романович Попович и Юрий Петрович Артюхин были членами первого экипажа, который проводил работы на нашей станции «Алмаз». Их добрые дела, встречи с ними останутся в нашей памяти. Однажды при строительстве ДК «Мир» возникла угроза превратить его в долгострой, так как нам очень длительное время не поставляли ригеля, из-за которых мы (а это была комсомольская стройка) не могли приступить к монтажу второго этажа. Поставку этих ригелей должен был осуществить Клинский завод железобетонных конструкций (ЖБК). Я поехал в Звёздный городок и обо всём этом рассказал Павлу Романовичу Поповичу. Он как начальник управления по подготовке космонавтов пригласил к себе в кабинет Юрия Петровича Артюхина, который был родом из Клинского района, а также являлся депутатом Клинского Совета, и после небольших переговоров мы втроём отправились на Клинский завод ЖБК. Директор завода встретил нас хорошо, но сказал, что в плане у завода изготовления этих ригелей нет, и поэтому поставка их в ближайшее полугодие невозможна. В это время рабочие, узнав, что на завод приехали сразу два космонавта, собрались на стихийный митинг, о чем нам сказал парторг завода. Павел Романович решил, что раз народ собрался, то надо идти с ними на встречу, и мы все, в том числе и директор, вышли к людям. Павел Романович и Юрий Петрович выступили перед работниками, ответили на их вопросы по космическим проблемам, а в заключении Павел Романович говорит, что мы приехали к ним с такой-то проблемой, которую пока с их руководством решить не можем.
И тут стали выступать рабочие и предложили в свободное от работы время изготовить эти ригеля, на что директор завода стал возражать, говорить, что это не совсем правильно, да и комплектующего металла у него на эти ригеля нет. Павел Романович предложил все-таки дослушать рабочих, а про металл предложил директору поговорить потом, после митинга. Решение митинга было: выпустить эти ригеля сверхплана, а по металлу Павел Романович договорился о встрече в Клинском Горкоме партии, где и были решены все вопросы. Так что ДК «Мир» – еще и память о наших космонавтах, которые тоже внесли в него частицу своего труда."

http://www.npomash.ru/press/ru/tribuna391009.htm

   К ОГЛАВЛЕНИЮ

  
Волков Сергей Александрович (р. 1973)

 

Российский космонавт, подполковник ВВС России. Герой Российской Федерации. Первый в мире космонавт во втором поколении (сын космонавта А.А. Волкова).
Космонавт-испытатель отряда космонавтов Российского государственного научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина, 475-й космонавт мира и 101-й космонавт России.
Родился 1 апреля 1973 года в городе Чугуев Харьковской области Украинской ССР в семье будущего летчика-космонавта СССР Героя Советского Союза Александра Александровича Волкова (р. 1948) и библиотекаря Анны Николаевны Волик (р. 1950). Русский. В 1990 году окончил 11 классов средней школы имени В.М.Комарова в Звездном городке,
в 1995 году – Тамбовское высшее военное авиационное училище летчиков (ВВАУЛ) имени М.М.Расковой по специальности «командная тактическая бомбардировочная авиация».
С 5 марта 1996 года служил летчиком, с 30 апреля 1996 года и до зачисления в отряд космонавтов – старшим летчиком, помощником командира корабля Ил-76 авиационной эскадрильи управления и ретрансляции 353-го авиационного полка особого назначения 8-й авиационной дивизии особого назначения (поселок Чкаловский Московской области). Освоил самолеты Л-29, Л-39, Ту-134, Ил-22, Ил-76, имеет налет более 500 часов.
28 июля 1997 года решением ГМВК был рекомендован к зачислению в отряд космонавтов Российского государственного научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина (РГНИИ ЦПК). 26 декабря 1997 года приказом министра обороны РФ зачислен кандидатом в космонавты-испытатели в отряд космонавтов РГНИИ ЦПК. С 16 января 1998 по 26 ноября 1999 года проходил общекосмическую подготовку. 1 декабря 1999 года решением МВКК ему была присвоена квалификация космонавта-испытателя.
С 5 января 2000 по июль 2001 года проходил подготовку по программе полетов на МКС в составе группы космонавтов. С сентября 2001 по февраль 2003 года проходил подготовку в качестве командира ТК «Союз-ТМА» (позывной – «Эридан») и пилота МКС в составе дублирующего экипажа МКС-7 вместе с С.К.Крикалёвым и П.Ричардсом (в марте 2002 года его заменил Д.Филлипс). После катастрофы шаттла «Колумбия» с февраля по октябрь 2003 года готовился вместе с С.К.Крикалёвым и Д.Филлипсом в составе основного экипажа на МКС, который должен был стартовать на шаттле STS-114. В сентябре 2003 года в связи с изменением программы полета STS-114 экипаж прекратил подготовку.
В феврале 2004 года был включен в основной экипаж МКС-11 и вновь приступил к подготовке. Предполагалось, что на МКС он будет доставлен на шаттле STS-121. Однако в январе 2005 года было принято решение о включении в экипаж МКС-11 космонавта ЕКА Т.Райтера. Вследствие этого был выведен из экипажа МКС-11 и прекратил подготовку. В конце июля 2005 года был включен в состав смешанной группы космонавтов, получившей обозначение «МКС-15/16/17», из состава которой предполагалось сформировать экипажи 15-й, 16-й и 17-й экспедиций на МКС. 15 августа 2005 года приступил к подготовке в составе этой группы в РГНИИ ЦПК. С 13 февраля 2006 года проходил подготовку в качестве 2-го бортинженера корабля в РГНИИ ЦПК по программе дублирующего экипажа 10-й экспедиции посещения МКС. Во время старта ТК «Союз-ТМА-8» 30 марта 2006 был дублером участника космического полета.
В мае 2006 года решением Российского космического агентства (Роскосмос), ЦПК и РКК «Энергия» в предварительном порядке был назначен командиром ТК в основной экипаж МКС-17, вместе с О.Д.Кононенко. В августе 2006 года совместным решением Роскосмоса и NASA в предварительном порядке был назначен командиром МКС-17 и корабля «Союз-ТМА-12», старт которого был запланирован на апрель 2008 года.
13 февраля 2007 года решением NASA был утвержден в качестве командира 17-й экспедиции на МКС (МКС-17) и командира корабля «Союз-ТМА-12». 6 ноября 2007 года на заседании Межведомственной комиссии Роскосмоса по отбору космонавтов и их назначению в составы экипажей пилотируемых кораблей и станций был утвержден в качестве командира МКС-17 и командира ТПК «Союз-ТМА-12», планирующегося к запуску 8 апреля 2008 года. 21 марта 2008 года на заседании коллегии Федерального космического агентства был утвержден в качестве командира основного экипажа МКС и ТПК «Союз-ТМА-12». Стартовал 8 апреля 2008 года в качестве командира корабля «Союз ТМА-12» и 17-й основной экспедиции МКС вместе с О.Д.Кононенко и Ли Со Ён. 10 апреля 2008 года корабль «Союз ТМА-12» в автоматическом режиме пристыковался к МКС (на стыковочный узел на модуле «Пирс»). Во время полета совершил два выхода в открытый космос, общей продолжительностью 12 часов 12 минут.
24 октября 2008 года корабль «Союз ТМА-12» отстыковался от МКС. Спускаемый аппарат корабля совершил мягкую посадку на территории Казахстана, в 89 км севернее города Аркалык. Общая продолжительность первого полета составила 198 суток 16 часов 20 минут и 11 секунд.
Указом Президента РФ от 6 февраля 2009 года космонавту-испытателю отряда космонавтов Российского государственного научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина подполковнику Волкову Сергею Александровичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия – медали «Золотая Звезда».
Полковник (2009), военный лётчик 3-го класса (21.10.1995). Награждён медалями.
В свободное время увлекается спортивными играми: теннис, виндсерфинг, любит читать, посещать музеи.
Из материалов warheroes.ru ; astronaut.ru/as_rusia/

Из интервью с отцом С.А. Волкова Александром Александровичем Волковым.
"В 1976 году я впервые надел на трехлетнего Сережу защитный шлем и посадил в кабину «МиГ-21»… Выпал тот редкий случай, когда моя жена Аня из-за какого-то неотложного дела доверила сынишку мне. А я, естественно, взял его с собой на аэродром – куда еще я мог его взять?
Вообще, когда к нам домой приходили мои товарищи-летчики, мы, как водится, быстро переходили к разговорам о работе. Сережа слушал с полуоткрытым ртом. А мы – «летали»!..
Я понял, что Сергей влюбился в небо, когда ему было лет двенадцать. Мы летели на «Ту-134», служебном самолете нашей части. И ему летчики разрешили сесть в правое кресло и подержать штурвал в горизонтальном полете. Так что он еще подростком почувствовал, что такое штурвал в руках: он управляет самолетом! Добавьте сюда красивейший вид из кабины и подсвеченное закатным солнцем небо. Такие эмоции запоминаются на всю жизнь.
Как командиру Отряда космонавтов мне приносили личные дела кандидатов в космонавты. Хорошо помню: открываю одну папку, читаю, вторую, третью и… вижу фотографию сына и его рапорт. Сидел, размышлял: «Ну вот, Сергей и стал мужчиной, самостоятельно принял такое решение». После работы шел домой и волновался. Жене говорю: «Знаешь, Аня, твоего сына хочу принять в Отряд космонавтов». «Как?! Ты что!..» – «Есть его рапорт. Дело рассматривается. Теперь уж не все от меня зависит».
Анна долго разубеждала Сергея. Я был нейтрален: «Если решился, будь уверен в себе полностью». Сергей ответил кратко: «Мама, это мое твердое решение». С того момента мы вновь стали спаянной семьей, поддерживающей друг друга.
Был такой приказ еще со времен Красной Армии: сын не может служить в одной части с отцом, да еще под его началом. Когда Сергей благополучно прошел все ступени отбора, меня вызвали и сказали: или – он, или – ты. Я не сомневался: сын остается, я ухожу."
Из воспоминаний С.А. Волкова
"Мне интересны все мои годы. Училище. Первый самостоятельный вылет. Полеты и небо. Потом пришел служить в авиаполк, и буквально через полгода вышел приказ главкома о наборе в Отряд космонавтов. Врачи. Проверки. Испытания. Стал кандидатом в космонавты. А тут жизнь так быстро завертелась. То, что я видел в детстве со стороны, полностью подтвердилось. На своей шкуре испытал, как нелегко быть космонавтом. Мой детский анализ был правильным. Я представлял заранее, что меня ждет, и это мне помогло."

http://www.novayagazeta.ru/

   К ОГЛАВЛЕНИЮ

  
Демин Лев Степанович (1926-1998)

 

Летчик-космонавт СССР № 32, Герой Советского Союза, полковник-инженер, бортинженер космического корабля “Союз-151, почётный радист СССР, кандидат технических наук.
Родился 11 января 1926 года в Москве в семье служащего. По национальности русский.
В 1942 году работал токарем на Московском заводе буровых машин. В 1945 году окончил Московскую спецшколу ВВС.
В Советской Армии с 1945 года. В 1945 году учился в Сасовской школе первоначального обучения лётчиков, в 1947 году окончил Васильевскую школу авиамехаников. До 1948 года служил авиамехаником Высших офицерских лётно-тактических курсов.
Окончил в 1949 году Тамбовское высшее военное авиационное инженерное училище имени Ф.Э. Дзержинского. До 1950 года служил в строевых частях ВВС командиром радиолокаторного взвода.
В 1956 году окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского (радиотехнический факультет). В 1956-1958 годах – радиоинженер, в 1958-1961 годах – адъюнкт кафедры Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского.
В 1961 году окончил адъюнктуру кафедры реактивного управления вооружением ВВИА имени Н.Е. Жуковского. В 1961-1963 годах – старший научный сотрудник ЦНИИ ВВС; занимался самонаводящимися реактивными авиационными снарядами класса “воздух-воздух”.
В 1963-1982 годах – в отряде космонавтов. Прошел полный курс общекосмической подготовки и подготовки к полетам на кораблях типа “Восход” и “Союз”. Был включен в состав дублирующего экипажа космического корабля “Восход-31, полет которого был отменен. В 70-е годы готовился к полетам на борт военной орбитальной станции типа “Алмаз”. В июле 1974 года входил в состав дублирующего экипажа при полете космического корабля “Союз-141.
26-28 августа 1974 года Л.С.Дёмин в качестве бортинженера совершил космический полёт на космическом корабле “Союз-151 совместно с командиром космического корабля Г.В.Сарафановым. Программа полета предусматривала работу на борту орбитальной станции “Салют-3", однако из-за нештатного режима работы системы сближения стыковку корабля со станцией осуществить не удалось и полет был досрочно прекращен.
В ходе 2-суточного полёта были выполнены эксперименты по технике пилотирования в различных режимах полёта, сближение с орбитальной станцией “Салют-3". При возвращении впервые была произведена посадка ночью в полной темноте, чем доказана возможность возвращения в заданный район Земли в любое время суток.
За успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм полковнику-инженеру Дёмину Льву Степановичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1974 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда” (№ 11234).
В 1978-1983 годах Л.С. Дёмин – заместитель начальника Управления Центра подготовки космонавтов.
С 1983 года полковник Дёмин Л.С. – в запасе, а затем в отставке. В 1983-1988 годах работал заведующим сектором в отделе геологического дистанционного зондирования Земли в Министерстве геологии СССР. Принимал участие в подготовке космонавтов по морской космической геологии.
Проживал в Звёздном городке Щёлковского района Московской области. Умер 18 декабря 1998 года, похоронен на кладбище села Леониха Щёлковского района.
За успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм полковнику-инженеру Дёмину Льву Степановичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1974 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 11234).
Награждён: орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, медалями, иностранными наградами.
Почётный гражданин городов Гагарин, Калуга, Магадан, Тамбов, Целиноград (Казахстан). Имя Л.С. Дёмина присвоено Тамбовскому военному лицею при Тамбовском высшем авиационном инженерном институте. На месте посадки экипажа, в 40 километрах от города Целинограда (ныне Астана), сооружён монумент с памятной надписью.
Нажми, чтобы прочесть письмо!
Увлекался филателией, фотографией и радиоделом. Был президентом союза филателистов России.
/По материалам persona.rin.ru; astronaut.ru/as_rusia/

На сайте "Новости космонавтики" мы нашли письмо и конверт, подписанный Л.С. Деминым клубу любителей филателии. http://www.novosti-kosmonavtiki.ru

   К ОГЛАВЛЕНИЮ

  
Шаталов Владимир Александрович (р. 1927)

 

Генерал-лейтенант авиации, летчик-космонавт СССР № 13, дважды Герой Советского Союза, командир кораблей "Cоюз-4","Cоюз-8","Cоюз-10".
Родился 8 декабря 1927 года в городе Петропавловске (ныне Северо-Казахстанская область Республики Казахстан) в семье железнодорожника. Русский. Детские и школьные годы прошли в Ленинграде (ныне - Санкт-Петербурге).
Перед началом Великой Отечественной войны окончил шесть классов. Когда началась война, убежал к отцу - Шаталову Александру Борисовичу – начальнику поезда № 1 по ремонту связи - на Ленинградский фронт. Пробыл на фронте рядом с отцом, удостоенным 5 ноября 1943 года звания Героя Социалистического Труда, полтора месяца, а затем отправился в родной Петропавловск, куда уехала в эвакуацию семья. Там закончил восьмилетку, после этого поступил в Воронежскую спецшколу ВВС, которую закончил в 1945 году.
В Советской Армии с 1945 года. В том же году поступил, а в 1949 году окончил Качинское военное авиационное училище летчиков. Служил лётчиком-инструктором в Качинском училище, затем командиром эскадрильи, заместителем командира авиационного полка на других должностях в авиационных частях Военно-воздушных сил СССР.
В 1951-1954 г. служил в Мичуринске летчиком-инструктором.
В 1956 году окончил Военно-воздушную академию (ныне - имени Ю.А.Гагарина). Работал лётчиком-инструктором. Член КПСС с 1953 года.
С 1963 года В.А. Шаталов в отряде советских космонавтов. Зачисленный в "Группу ВВС № 2" он прошёл полный курс подготовки к полёту на космических кораблях типа "Восход" и "Союз".
Совершил 3 полёта в космос в качестве командира корабля. В первом из них, проходившем с 14 по 17 января 1969 года в ходе полёта на корабле "Союз-4" В.А. Шаталов впервые осуществил ручное сближение и стыковку с кораблём "Союз-5" (командир - Волынов Б.В.). Тем самым, впервые в мире была создана экспериментальная космическая станция и осуществлён переход через открытый космос космонавтов Елисеева А.С. и Хрунова Е.В. из КК "Союз-5" в КК "Союз-4".
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1969 года за полёт на КК "Союз-4" и обеспечение 1-го в мире перехода космонавтов из корабля в корабль полковнику Шаталову Владимиру Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 10713)Второй полёт в космос В.А. Шаталов совершил 13-18 октября 1969 года совместно с А.С. Елисеевым в качестве командира КК "Союз-8". Это был групповой полёт трёх советских космических кораблей "Союз-6" (командир - Шонин Г.С.), "Союз-7" (командир - Филипченко А.В.) и "Союз-8", где отрабатывалось взаимное маневрирование кораблей в ручном режиме с использованием автономных навигационных измерений.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 октября 1969 года за мужество и героизм, проявленные в этом полёте, полковник Шаталов Владимир Александрович награждён второй медалью "Золотая Звезда".
Продолжив подготовку к космическим полётам на КК типа "Союз" и орбитальных станциях типа "Салют", В.А. Шаталов с 23 по 25 апреля 1971 года совместно с А.С. Елисеевым и Н.Н. Рукавишниковым совершил третий полёт в космос в качестве командира корабля "Союз-10". 24 апреля 1971 года была осуществлена стыковка КК с орбитальной станцией "Салют". В дальнейшем планировался переход экипажа на борт станции, но в связи с потерей ориентации комплекса, было принято решение о расстыковке (удавшейся лишь с третьей попытки) и досрочного прекращения полёта после облёта станции "Салют" и её фотографирования.
С июня 1971 года генерал-майор авиации В.А. Шаталов - руководитель подготовки космонавтов. В 1987-1991 годах В.А. Шаталов - начальник Центра подготовки космонавтов, затем - в запасе и в отставке. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 9-10-го созывов. В 1981 году удостоен Государственной премии СССР. Проживает в Москве.
Генерал-лейтенант авиации (1975). Награждён 3 орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, "За службу Родине в ВС СССР" 3-й степени, медалями, иностранными орденами и медалями. Награждён золотой медалью К.Э. Циолковского АН СССР, почётным дипломом имени В.М. Комарова (ФАИ) и золотой медалью имени Ю.А. Гагарина АН СССР.
Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза Шаталова В.А. установлен на его родине. Именем Героя назван кратер на Луне. Почётный гражданин городов Калуга, Нальчик, Курган (Россия), Петропавловск, Караганда (Казахстан), Прага (Чехия), Хьюстон (США).
Увлечения: охота, подводная охота, лыжи, работы по саду.
По материалам warheroes.ru; astronaut.ru

Из воспоминаний В.А. Шаталова:
Воинская часть г. Мичуринска"Летом 1949 года состоялся наш выпуск. Мне присвоили звание лейтенанта и вместе с шестнадцатью товарищами оставили при училище в качестве инструктора (Мичуринск). Инструкторы отличались от школьных учителей только тем, что классом для них было небо, а партой - учебный самолет УТ-2... Учил летать ребят, которые всего на три года младше меня. Их учил и сам учился...
Работая с курсантом в зоне, старались выкроить пяток минут, чтобы проделать несколько "внеплановых упражнений" для себя - прокрутить пару-тройку особо сложных фигур высшего пилотажа.
Конечно далеко не все ситуации можно было предусмотреть... И случались в полете ЧП. И проходилось искать выход из создавшегося положения самому...
Мы взлетели на самолете Як-9в вдвоем с курсантом Богословским. Поднялись на высоту 170-180 метров, и тут мотор стал давать сбои. В нос ударил резкий запах бензина. Оглянувшись, увидел за собой темный дымный шлейф...
Я взял управление на себя и тут же выключил мотор, чтобы от случайной искры не загорелись пары бензина. Идем на вынужденную, будем садиться на брюхо с закрытым фонарем.
Будем садиться, но куда? Высота мала, и разворот на аэродром сделать не удастся. Раздумывать было некогда, и я повел самолет на посадку прямо по курсу в...мичуринский опытный сад...
Сели хотя и на брюхо, но поломки были минимальными - погнули винт и помяли радиатор.
Командир полка Романенко, узнав о нашей аварии, сам прибыл к месту вынужденной посадки.
Расследование показало, что в полете вырвало прокладку между двумя половинками бензонасоса, и бензин струей вытекал прямо на выхлопные патрубки работающего мотора. Только быстрое выключение мотора и посадка без фонаря спасли машину от пожара.
Как потом оказалось, я посадил машину на тот участок мичуринского сада, где работала хорошо знакомая мне девушка - Муза, которую я любил... Мы встретились, объяснились и... сыграли свадьбу."

В.А. Шаталов "Трудные дороги космоса", М.: Молодая гвардия, 1978

Директор дома-музея И.В. Мичурина Волокитина Л.В.Директор дома-музея И. В. Мичурина Волокитина Л. В. поведала нам интересный факт, что Владимир Шаталов, проходя службу в воинской части г. Мичуринска, квартировал вместе со своим другом Иваном Савченко у сына И. В. Мичурина - Николая.
Впоследствии Иван женился на внучке И. В. Мичурина - Галине (сейчас ей 75 лет).
Муза - любимая девушка и впоследствии жена В. Шаталова - была аспиранткой И.В. Мичурина.

   К ОГЛАВЛЕНИЮ

  

Руководители проекта: Ушакова О.В., Кострова Е.В., Глазов В.А.      (c) 2011-2016     michkosmos@yandex.ru